САЙТ Л а р и н о й Галины Витальевны, учителя русского языка и литературы

Суббота, 23.11.2019, 00:04

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Русский язык | Регистрация | Вход

Главная » Статьи » Дидактический материал

Виды диктантов
 
Индивидуально-предупредительный диктант.
 
Этот диктант по видимому тексту, к которому учащийся готовится самостоятельно, используя определённый способ запоминания орфограммы.
I этап - знакомство учеников с памяткой-схемой:
    1. Внимательно познакомьтесь с текстом и выделите слова, написание которых может вызвать у вас трудности.
     2. Определите приемлемый для вас вид подготовки: а) выпишите "трудные" слова, предложения; б) зашифруйте слова одним из способов(в.да, в(о/а)да) или выделите орфограммы цветом; в) сделайте орфографический разбор; г) составьте список орфограмм текста или схему-таблицу; д) подберите слова с аналогичными орфограммами.
     3. выполните предупредительную работу по орфографии.
II этап - отработка навыка орфографической работы с текстом (в течение 2-3 уроков)
III этап - формирование устойчивого орфографического навыка работы с текстом.
 
Предупредительный диктант.
 
Порядок работы: 1) диктующий читает слово (или предложение), 2) один из пишущих повторяет его (или повторяют хором), 3) называется орфограмма, 4) вызванный ученик строит своё рассуждение вслух, 5) текст записывается, в нём подчёркиваются орфограммы.
 
Объяснительный диктант.
 
Здесь порядок работы обратный тому, который описан в предупредительном диктанте. Сначала диктуемое слово (или предложение) записывается, а затем называется и подчёркивается в нём орфограмма и произносится правило (т.е. приводится доказательство того, что орфограмма написана правильно)
 
Комментированный диктант.
 
Порядок работы: 1) диктующий читает слово (или предложение), все слушают, 2) диктующий читает повторно (по частям, если это предложение), 3) учащиеся начинают писать, производя одновременно с записью про себя разбор-рассуждение; один из пишущих разбирает вслух.
 
Выборочный диктант.
 
Порядок работы: 1) диктующий читает предложение, все учащиеся вслушиваются, 2) предложение читается повторно, а учащиеся в это время выписывают из него только слова (или словосочетания) с заданными орфограммами, 3) фронтальная проверка записанного: один из записавших читает свою запись, остальные корректируют его работу и исправляют, если нужно, свои.
 
Творческий диктант.
 
Например,  диктующий ставит задачу записать одним слово с приставкой ПРИ- или ПРЕ- данные словосочетания:
1) (Птицы) ненадолго умолкли. 2) (Мы) близко подошли (к реке). 3) Чересчур увеличивать (опасность). 4) Очень зоркий (наблюдатель). Выполненный диктант должен выглядеть так: приумолкли (птицы), приблизились (к реке), преувеличить (опасность), презоркий (наблюдатель).
 
Графический диктант.
 
Порядок работы: 1) диктующий читает предложение один раз, 2) все повторяют его шёпотом, 3) диктующий читает предложение повторно, 4) учащиеся составляют в тетрадях схему этого предложения, расставляя знаки препинания.
 
Цифровой диктант.
 
Порядок работы: 1) перед диктантом уславливаются, какой цифрой будут обозначать каждое языковое явление, 2) учащиеся слушают текст, но не записывают его, а только ставят в тетрадях цифры для обозначения соответствующих фактов языка.
Например, при изучении видов простых предложений можно условиться обозначать цифрой 1 - двусоствные предложения, 2 - безличные,  3 - неопределённо-личные, 4 - определённо-личные, 5 - назывные.
Диктуемый текст: Морозит. Ветер. небо топорщется и хмурится. Выполненная работа выглядит так: 251
 
Грамматический диктант.
 
Порядок работы: 1) диктующий предлагает составить предложение по определённым признакам, либо 2) записать слово по определённым признакам.
Например, записать существительное нарицательное, мужского рода, единственного числа, 2-го склонения, в творительном падеже (столами).
 
Зрительный диктант (самодиктант).
 
Порядок работы: 1) ученик прежде чем записать какой-либо текст, внимательно всматривается в него, фиксирует внимание на тех орфограммах
, которые в данный момент изучаются, 2) одновременно повторяется орфографическое правило или необходимые орфографические сведения, 3) текст диктуется учителем или записывается учениками по памяти, 4) запись сверяется с текстом книги самими учащимися.
 
Диктант-игра «Будь точным».
 
Порядок работы: 1) учитель читает текст целиком,  2) затем по одному предложению (каждое предложение произносится один раз) и за ним делается пауза, чтобы записать предложение, 3) учащиеся записывают то, что запомнили,  4) после записи всего текста они меняются тетрадями и подсчитывают друг у друга, сколько слов в предложении им удалось запомнить (цифры подсчётов ставятся на полях), 5) исправляются орфографические и пунктуационные ошибки в диктантах товарищей.
 
 
Диктант - соревнование.
Учитель заранее готовит текст, куда включается всё изученное в течение учебной четверти. Учитель за 2 недели до диктанта пишет объявление, в котором указывает, какие орфограммы нужно повторить и т.д.
 
 
Категория: Дидактический материал | Добавил: Lara (20.06.2011)
Просмотров: 14477 | Комментарии: 1 | Теги: виды диктантов, графический диктант | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Позвольте узнать

Что полезного нашли на сайте?
Всего ответов: 302

Будем дружить?

Вас заинтересовал сайт? Предлагаю обменяться ссылками


Статистика сайта

Сайты коллег

Каталог сайтов 'Российское образование в сети'  Сайт учителя школы VIII вида Барагузиной Любови Васильевны
Учителю русского языка и литературы

Проверь слово

Словари русского языка
www.gramota.ru
 

ПРЕЗЕНТАЦИИ

Портал готовых презентаций PowerPoint Prezentacii.com

Ваш помощник

Хостинг документов

Раскрути сайт

Продленка

Вам в подарок

Смайлики на все случаи жизни

Поиск

Форма входа