(подборка из журнала "Русский язык в школе")
1. Определите и назовите словарное слово, с которым мы познакомимся на уроке. В нём два слога, каждый из которых может быть самостоятельным словом. а) Первое обозначает большой танцевальный вечер. второе - отдельную партию в некоторых играх. Какое это слово? (БАЛ-КОН) б) Первая часть искомого слова означает место для отдыха с цветами, аллеями, иногда аттракционами, а вторая яввляется окончанием глагола настоящего времени 3-го лица единственного числа I спряжения. (ПАРК-ЕТ) в) В слове БЕЙ замените букву, означающую согласный звонкий мягкий звук, на букву, означающую звук, парный ему по глухости-звонкости, и вы узнаете первую часть слова. Вторая часть - предлог, который употребляется с творительным падежом и состоит из двух букв, одна из которых обозначает звонкий согласный звук. Третья часть - орфограмма в слове РУБЕЖ. Назовите новое словарное слово. (ПЕЙ-ЗА-Ж)
2. Замена буквы (букв) в исходном слове по указанным учителем признакам
а) В слове ПЕЧЬ замените первую букву другой, которая обозначает один из непарных твёрдых согласных, и назовите слово, с которым мы познакомимся на уроке (ЖЕЧЬ)
б) В слово ПАКЕТ добавьте букву, обозначающую непарный звонкий твёрдый согласный, и вы узнаете слово (ПАРКЕТ)
в) Исключите из слова РЕДЬКА букву, которая не обозначает звука. Затем добавьте две буквы, которые составляют предлог, употребляемый только с родительным падежом и обозначающий направление "откуда-нибудь". (ИЗРЕДКА)
3. Словарное слово определяется путём последовательного нахождения и соединения всех его букв
- с первой буквы начинается корень слова ПРОМОКАЕТ
- вторая буква - окончание в слове (НА) РЕЧК...
- после третьей буквы никогда не пишутся Ю, Я
- четвёртой буквой заканчивается корень в слове ВЫЛЕТЕЛ
- пятая буква - это чередующаяся гласная в корне слова ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
(МЕЧТА)
4. Искомое слово определяется на основе закономерности подбора исходных слов
а) волейбол - мяч, бадминтон - волан, ? - шайба (ХОККЕЙ)
б) вверх - вниз, вперёд - назад, влево - ? (ВПРАВО)
в) тренировка - сумка, поездка - чемодан, поход - ? (РЮКЗАК)
г) скрипка - плачет, гармонь поёт, ? - звенит (ГИТАРА)
д) стадион - поле, театр - сцена, цирк - ? (АРЕНА)
5. Искомое слово определяется при помощи шифра
А - 1; Б - 2; Е - 3; П - 4; к - 5; Н - 6; О - 7; П - 8; Т- 9; Л - 10; Р - 11; Ч 12
1-5; 2-1; 3-2; 4-4; 5-6; 6-3; 7-9 (КАБИНЕТ)
1-8; 2-4; 3-1; 4-6; 5-4; 6-6; 7-7 (ПИАНИНО)
1-12; 2-3; 3-11; 4-6; 5-4; 6-10; 7-1 (ЧЕРНИЛА)
6. Поиск нового слова связан с темой урока
а) На уроке по теме "Имя существительное" учитель диктует для записи слова: фанера, справа, уважение, пятеро, тщеславие, расчётливый, тяжёлый, бинокль, оазис, недоумевать, ледоход.
- Соедините первые буквы существительных, и вы узнаете словарное слово. (ФУТБОЛ)
б) "Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа"
- Соедините первые буквы имён существительных, которые имеют форму только единственного числа, и назовите словарное слово: керосин, грабли, азот, очки, ненависть, ворота, асфальт, ножницы, хлопоты, школа, листва, товарищ. (КАНАЛ)
в) В каждой строчке найдите "лишнее" слово и выделите в нём орфограмму. Соедини в между собой буквы-орфограммы в порядке их нахождения, вы получите новое словарное слово
1) ра_крутил, ра_вил, ра_пустил
2) мес_ный, радос_ный, сер_це
3) вын_с, выл_л, выч_стил
5) плащ_, грач_, рож_
(ЗДЕСЬ)
г) Соедините буквы, с которых начинаются корни глаголов I спряжения, и вы узнаете словарное слово: подключать, одолеть, зашуметь, рассказать, оттолкнуть, вскочить, юркнуть, стоять, меркнуть. (КОСТЮМ)
7. Введение специальных уроков "Встречи со словом". При изучении новой большой темы, раздела начинаем знакомство со всеми словами с непроверяемыми орфограммами, изучаемыми в данном разделе. На этом уроке знакомимся сразу со всеми словами, обращаясь к этимологии, толковым словарям, используя артикуляционное проговаривание, опоры
Например.
а) МУЖЧИНА - ЧИН, ЖЕНЩИНА - ЩИ
б) АРТИЛЛЕРИСТ. Эти люди долго были самыми образованными людьми в армии - своего рода военные ИНТЕЛЛИГЕНТЫ. В Отличие от КАВАЛЕРИСТОВ. И слово КАВАЛЕРИСТ пишется просто, без удвоенных согласных, подряд в двух слогах безударные А.
в) КОТ, КОТорый жил в КОрзине, съел КОТлету из КОТла.
г) КОстя в КОстюме, а ПАвлик в ПАльто.
д) По моей ВИНЕ ВИНЕгрет в ВИНЕ.
е) ГАЛки ГАЛдели в ГАЛерее.
ж) оПАЛИ цветы в ПАЛИсаднике.
з) КАпитан и МАтрос с парохода "КАМА".
и) Мошенник у труженика одно Н украл.
к) СВЕРСТНИК: сравниваем по росту (верста). РОВЕСНИК: по весу.
8. Попробуйте составить связное предложение длиной в несколько строк с единственной точкой в конце и включить в него как можно больше словарных слов.
Например.
Интерьер вестибюля библиотеки, в которой делегаты проводили дискуссию, производил хорошее впечатление: у окна расположился аквариум в виде маленького бассейна, в центре - стенд с брошюрами, которые рассказывали о героизме наших ветеранов, служивших в авиации и артиллерии, на стенах развешаны акварели в аккуратных рамках, в углу приютился буфет с аппетитныи, ароматными угощениями и мороженым, покрытым инеем. (18 словарных слов)
|