САЙТ Л а р и н о й Галины Витальевны, учителя русского языка и литературы

Суббота, 23.11.2019, 00:07

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Русский язык | Регистрация | Вход

Главная » Статьи » Дидактический материал

Игры по словообразованию
"Словесный мяч"
Игра состоит в том,чтобы как можно быстрее подбирать к слову проверочное. В игру можно играть вдвоём. Один "кидает" слово, другой ему в ответ "бросает" проверочное.

"Кто лучше знает карту?"
Эту игру можно провести при повторении правописания прилагательных с суффиксами -СК-, -К-. В один столбик записать названия известных учащимся государств, а в другой - образованные от них прилагательные.
Венгрия - венгерский, Польша - польский  и т.д. 

Логогрифы

С твёрдым «л» я на стене,

         Книги, например, на мне,

         Но, как только «л» смягчите,

         Сразу в танец превратите. 

 (полка – полька)

 

С твёрдым «р» - коллектив певцов,

     С мягким – хищный зверёк с ценным мехом 

(хор – хорь)

 

Я по России протекаю,

       Я всем известна. Но когда

       Ко мне прибавишь букву с краю,

       Свое значенье я меняю

       И птицей становлюсь тогда. 

 (Волга – иволга)

 

              Добавим к ноте букву «М»  —

       Сразу станет нужен всем:

       В нем живет моя семья —

       Мама, папа, братик, я! 

 (до – дом)


 

        Несет меня с трудом старик.

        Но если «Ю» прибавишь — вмиг

        К нему придет на помощь тот,

        Кто без труда меня несет.  

(ноша – юноша)

 

Шарады
Шарада (франц. "беседа”). Первые шарады появились в VI веке, российская история этих затей началась в XVIII веке.
Шарада – загадка, в которой задуманное слово разбивается на слоги, а потом эти части и всё слово целиком описываются по отдельности. 
***
Возьми начало – и в крокет играй
Найди антоним слова "рай”
В конце союз поставишь,
И будет то, что ты читаешь. (Шарада)
***
Корень тот же, что и в слове сказка
Суффикс тот же, что и в слове извозчик
Приставка та же, что и в слове расход. (Рассказчик)
***
Корнем с дорогой роднится,
В сборе приставка таится,
Суффикс, как и в слове "дневник"
Целым же в космос проник. (Спутник)
***
Корень мой находится в цене
В оценке найди приставку мне,
Суффикс мой в тетрадке все встречали
Весь же – в дневнике я и в журнале. (Оценка)
***
Корень извлечь из начинки несложно,
Приставка в сосуде храниться надёжно,
Суффикс в гудении явно услышишь
Вместе – на темы различные пишешь. (Сочинение)
***
Первый слог мой есть приставка,
Трудная порой для многих.
Слог второй - английский мальчик
Иль синоним слова "битва".
А всё вместе мы на море
Очень часто наблюдаем.
Это лёгкая шарада,
Посидим - и отгадаем. (При-бой)
***
В начале - междометие,
Что вправе стать предлогом.
Затем вид поселения-
Второй и третий слоги.
А слово всё ты там ищи,
Где производят овощи.
А коль обратно прочитаешь,
То цену им тотчас узнаешь. (О-город)
***
Мой первый слог в родстве с водой.
Второй - в соседстве с бородой.
А целое - на море
Иль на речном просторе. (Пар-ус)
***
Первая моя частица
Между числами таится.
Часть виорую ты увидишь,
Только если к людям выйдешь.
Ну а целое найдём
Там, где мы с тобой живём. (Сто-лица)
***
Без танцев первый слог немыслим.
Согласье значит слог второй.
А целое - попа работник,
Из сказки Пушкина герой. (Бал-да)
***
Мой первый слог - вороны крик.
Лицо святого - слог второй.
Я в целом ростом невелик.
Порою - сказочный герой.  (Кар-лик)
***
Первый слог мой - мера веса.
Второй - дерево из леса.
А в целом такая картина:
Порода собаки Мальвины.  (Пуд-ель)

Метаграммы
Первую метаграмму (meta – между, gramma – буква) 29 марта 1879 года поместил в журнале "Ярмарка тщеславия” английский писатель, математик и логик Л. Кэрролл, написавший популярные сказки "Алиса в стране чудес” и "Алиса в Зазеркалье”. Для неё он использовал такие слова: начальное – head (голова), конечное – tail (хвост).
Чтобы преобразовать одно существительное в иное, цепочку промежуточных слов, которые отличаются друг от друга только одной буквой и не нарушают порядок расстановки всех букв, требовалось отыскать. 

Со звонким – я цветов царица
С глухим – лишь капелька водицы. (Роза – роса)

С глухим шипящим – круглый он, как мяч
Со звонким – как огонь горяч. (Шар – жар)

Изменив одну букву, превратите химический радиоактивный элемент в грузоподъёмную машину. (уран – кран)

Изменив одну букву, превратите  реку в Италии в хищное животное. (Тибр – тигр)

Изменив одну букву, превратите сооружение для ремонта кораблей в породу собак.  (док – дог)

Изменив одну букву, превратите инструмент плотника в благородный металл. (долото – золото)

С буквой «г» - деталь для скрепления чего-нибудь путём навинчивания, с буквой «м» - одежда. (гайка – майка)

Со мною связаны навеки

Моря, пруды, озёра, реки.

А если Г на Т заменишь,

 Меня на голову наденешь.  (Берег - берет)

 

Я должна открыться перед вами:

Хитрою считаюсь я плутовкой.

Деревом с душистыми цветами

Стану, если С на П заменишь ловко.   (Лиса - липа)

Меня обычно составляют,

Готовясь к будущим делам.

Но если Н на Щ сменяют,

То осенью я нужен вам.      (План - плащ)

 С буквой Щ я небольшой лесок.
Щ на З смените - перед вами
Потрясающей красы цветок,
Только, к сожалению, с шипами.     (Роща - роза)

С А завяжем мы его
Где-нибудь для украшения.
С И опять завяжем, но
Для успешного лечения.       (Бант - бинт)


 Лингвистические задачи
I. Какое слово вы исключите (учитывая характер приставки)? Почему?
Подорожник
Подозрение
Подержать
II. Какую пару слов вы исключите? Почему?
Повар – повариха,
ткач – ткачиха,
электрик – электричка
журналист – журналистка,
ученик – ученица,
мельник – мельница
ростовчанка – ростовчанин,
украинец – украинка,
машинист – машинистка
III. Вспомнить и написать как можно больше слов, в которых
а – 2 приставки
б – два корня
в – 2 суффикса
IV. Подобрать синонимы к словам затруднение, граница, предместье, сознаваться, трогать с приставками при – пре-

Омонимы – загадки.

***Есть всегда он у людей,  есть всегда у кораблей. (Нос)

*** В тетради я бываю косая и прямая

       В другом своем значении

       Я планка для черчения.

       И, наконец, порою

       В шеренгу вас построю. (Линейка)

*** Я в дверях, я в замке,

      Я и в нотной строке,

      Я и  гайку отверчу 

       И могу, если хочу,

       Телеграмму передать

        И загадку разгадать. (Ключ)


"Игровой диалог с приставками” - игра имеет коммуникативный характер, способствует развитию речи, рекомендуется к использованию на заключительных уроках по теме "приставка”.
"Сказки” дают массу возможностей для творчества детей. Задачи сочинить сказку, ставящаяся перед детьми, даёт возможность учителю полноценно проверить процесс усвоения темы, так как творчество всегда индивидуально. Сказки развивают литературные способности детей, дают возможность учителю осуществить межпредметные связи, показать значимость, полученных в курсе "Словообразование” знаний. Игровой диалог с приставками.
Ведущей будет называть вам только приставки, а вы попробуйте догадаться, что с ними нужно делать, к какому слову "подключить”, ой, нет, приставить. Представьте, что вы сидите перед телевизором.
Я вам говорю: В - !
Что вы сделаете? (Включим телевизор)
А если я скажу: - Пере -? (Переключим на другую программу)
Вы..? (Выключим)
Теперь представьте, что мы с вами сидим на стульях на некотором расстоянии друг от друга. Что вы сделаете, если я скажу: - Подо? (Пододвинемся к Вам вместе со стульями)
А если я скажу: Ото - ? (Тогда отодвинемся)
Какой вывод можно сделать из этой игры? (Каждая приставка несёт определённый смысл)
Да, правильно. Именно благодаря этому мы прекрасно понимаем друг друга.
 
Отыщите приставки
1. Определите, какие из данных слов имеют приставку ПО-, приставку ПОД- или ПОДО- и какие вовсе не имеют приставку.
     Подосиновик, подорожник, подоконник, подосадовать, подошва, подолбить, подождать, подоить, подоходный, подозрение, пододеяльник.
 
2. Определите, в каких словах имеется приставка НА-, приставка НАД- и где приставки нет.
     Надоить, надоесть, надоконный, надолбить, надоумить, надобность, надорваться, надолго.
 
Категория: Дидактический материал | Добавил: Lara (16.04.2011)
Просмотров: 9952 | Теги: метаграмма, Шарада, лингвистические задачи | Рейтинг: 3.5/4
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Позвольте узнать

Что полезного нашли на сайте?
Всего ответов: 302

Будем дружить?

Вас заинтересовал сайт? Предлагаю обменяться ссылками


Статистика сайта

Сайты коллег

Каталог сайтов 'Российское образование в сети'  Сайт учителя школы VIII вида Барагузиной Любови Васильевны
Учителю русского языка и литературы

Проверь слово

Словари русского языка
www.gramota.ru
 

ПРЕЗЕНТАЦИИ

Портал готовых презентаций PowerPoint Prezentacii.com

Ваш помощник

Хостинг документов

Раскрути сайт

Продленка

Вам в подарок

Смайлики на все случаи жизни

Поиск

Форма входа